Ковры от бабушки Фисы

#ИМЯ@nameofrussia: https://nameofrus.blogspot.ru/
По вопросам сотрудничества: https://vk.com/id4897495 и https://vk.com/zaninskoe_rukodelie

Вероятно, каждого из нас бы охватило особенное чувство, найди мы редкое семейное наследие. От интервью нашей героини лично у меня мурашки устроили стремительный забег по всему телу – настолько тепло и ярко от истории, которую предлагаю к Вашему прочтению, друзья! Елена Белякова – жительница Перми. 




Ее рассказ – это сплетение чудесного совпадения и родовых корней. Какого это – обнаружить искусное приданое своей прабабушки, которое удивило даже музейщиков? 

С Еленой мы познакомились в соцсетях и настолько сдружились, что даже творческий вечер проекта #ИМЯ@nameofrussia в родном городе мастерицы провели. Елена с детства занимается рукоделием, свою первую салфетку связала в детском саду. За плечами два средне-специальных и три высших образования. А сегодня Елена задалась целью - написать книгу о лоскутном шитье в технике «уголки».  


- Елена, здравствуйте!

- Здравствуй, Наташа!

- Давайте познакомимся: где Вы родились и кто Ваши родители…

- Я родилась в городе Пермь Пермского края, и всю жизнь живу здесь. Моя мама инженер, отработала весь стаж на заводе. 

- Всегда ли тянулись к творчеству? 

- Да, с творчеством я с детства. И это большая мамина заслуга - она сама шила и вязала, и меня этому с детских лет приучила. В школе больше тянуло к гуманитарным наукам. Но так как я с первого класса еще и в музыкальную школу ходила, то творчество в школьные годы больше реализовывалось через музыку – игру на фортепиано и хоровое пение. 

- Помните, когда первый раз решили взяться за рукоделие? 

- Свою первую салфетку крючком я связала в детском саду и подарила маме на 8 марта. А в школе на уроках труда, когда девочки шили фартуки, шила себе брюки. Мне кажется, что рукоделие – это в нашей семье увлечение на генетическом уровне. В каждом колене нашей родословной были и есть талантливые люди, которые реализуют себя в разных творческих направлениях. 

В семье у нас много талантливых людей. Например, мой дедушка – священник, оратор, его называли «Уральским Златоустом». Моя бабушка в молодости прекрасно пела и вышивала, жаль, что многие ее работы погибли при пожаре. Моя мама, как я уже говорила, и шила, и вязала всю жизнь, а, выйдя на пенсию, занялась лоскутным шитьем, сшила уже более 130 одеял. Моя двоюродная сестра – талантливая пианистка, работала с ведущими артистами нашего оперного театра. Еще одна двоюродная сестра – открыла свою авторскую школу вязания в Санкт-Петербурге, а моя троюродная бабушка занималась ковровой вышивкой, создала прекрасные работы, которые просто дарила своим близким и подругам. Сейчас я собрала эти работы в одну коллекцию.




- Как звали прабабушку и почему возник интерес к ее творчеству?

- Прабабушку звали Пихтовникова (Чернышова) Анфиса Ивановна и о ее работах я узнала, когда мы с мамой построили дом на своей малой родине, в деревне Занино.




 У маминой сестры в сохранившемся доме прабабушки висел вот этот ковер, который нас поразил с первого взгляда. Мы просто приходили и его рассматривали. Здесь столько деталей, что каждый раз открывается что-то новое. Знаю, что прабабушка родилась 25 августа 1933 года, в деревне Занино Кишертского района Пермской области. Ее учеба в школе пришлась на сложные военные годы 1941-1945. Однако, несмотря на голод и нищету, она закончила семилетнюю Спасо-Бардинскую школу, которая находилась в 12 км от родного села. По окончании школы продолжила обучение в железнодорожном техникуме в Перми. В родную деревню Занино Анфиса Ивановна вернулась вместе с мужем и стала работать в колхозе. 21 год она проработала бессменным почтальоном. В любую погоду, по пыльным или заснеженным дорогам колхоза, пешком или на лошади, приносила она в дома почту: газеты, письма, телеграммы. Несмотря на нелегкую работу в колхозе, ведение своего подсобного домашнего хозяйства, воспитание детей, которых у Анфисы Ивановны пятеро, она всегда занималась рукоделием. Очень много вышивала, вязала, а после своего 60-летия стала делать удивительные ковры. Словно почувствовав, что время ее жизни подходит к концу, Анфиса Ивановна спешила одарить своими работами всех детей, а также подруг, торопилась, чтоб у самых близких и дорогих ее сердцу людей осталась о ней память. 




Работы Анфисы Ивановны выполнены с особым, присущим ей, художественным вкусом. На коврах расцветают полевые цветы и аристократические розы, знакомые нам рябины и ели выглядят сказочно и причудливо. Во всех сюжетах ковров видна любовь мастерицы к родной природе – на полотнах оживают жучки, бабочки, зайчата, белки, коты и свиристели, чудо - павлины показывают свои красочные хвосты, перенося нас мысленно в русские сказки. 

- Что подразумевает в себе само понятие - "занинское рукоделие"? И кто из профессионалов уже оценил семейное сокровище?




- Понятие «занинское рукоделие» придумала я  -  это семейный бренд. Бренд, который объединяет прошлое - работы, коллекции, которые оставили наши ушедшие родственники, настоящее – наши текущее творчество,  и будущее – память о прошлом и рукоделие подрастающего поколения. На занинской земле наши родовые корни.
Я показывала работы прабабушки в Пермском доме народного творчества «Губерния», а также представителю музея наивного искусства из Екатеринбурга. Они высказали мнение, что это очень хорошая коллекция наивного искусства в текстиле в технике ковровой вышивки. На работах присутствуют элементы, характерные для домовой росписи. 




Мне кажется, уникальность коллекции прежде всего в том, что такие полотна созданы мастерицей, которая не имела специального художественного образования, самобытность сюжетов – все они связаны с родной землей, с природой, с главными ценностями – верой, домом, семьей, каждый ковер – это отдельная история, которую представляет себе смотрящий, масштаб полотен – средний размер 250*150 см.    

- Знаю, у Вас есть мечта, связанная с творчеством прабабушки…

- Да, мечта есть и не одна. Сейчас я очень хочу организовать серию передвижных выставок, чтобы показать коллекцию ковров бабушки Фисы в разных регионах России. Рассказать об искусстве ковровой вышивки, провести мастер-классы для тех, кому будет это интересно. 




Есть и другая мечта – создать передвижной творческий центр «Занинское рукоделие», который будет выезжать в регионы и проводить занятия по ковровой вышивке, по ткачеству, по плетению из рогоза, по изучению и созданию своих родословных и так далее, тем самым привлекая жителей к изучению истории своего края и семьи, народного искусства. Очень хочется оторвать детей от современных гаджетов и научить их ремеслу, формировать сознание творца, а не потребителя.  

- Хочется поподробнее узнать о технике, которой владела Ваша прабабушка …




- Как я уже отметила, прабабушка стала создавать эти ковры в последние годы своей жизни. Она не имела никакого специального образования, сюжеты и истории придумывала сама. Сама готовила нитки, часто просто распускала пришедшую в негодность трикотажную или вязаную одежду, иногда сама красила нитки в нужные цвета. Сыновья сделали ей специальную раму, которая устанавливалась посередине избы, через весь дом, на раму натягивалась ткань - основа и начиналось волшебство – создание очередного шедевра. Хотя сама мастерица не относилась к своим коврам, как к шедеврам – она их дарила своим детям (их у нее было пятеро) и подругам. Такую оставила красивую память о себе. 

- Какого это - найти редкое семейное наследие? 

- Когда я собрала все 11 ковров и сделала им небольшую реставрацию, была поражена масштабом вложенного труда в их создание - их красотой и самобытностью. Конечно, мне сразу захотелось показать их людям. Представляете, а вдруг у кого-нибудь в Рязанской области или Хабаровском крае тоже есть похожий ковер? И человек начнет узнавать откуда он, есть ли другие – и тоже соберет коллекцию… Тут можно фантазировать о совместных проектах, о схожести и различии …

- Сложно ли продвигать семейное наследие в музеи, охотно ли откликаются музейщики к сотрудничеству?

- Непосредственно продвигать - не очень сложно. Дома творчества и музеи быстро откликаются, понятно, что все они работают по утвержденному плану и, например, на 2018 год уже организовать выставку сложно, почти невозможно, зато попасть в план-график 2019 года сейчас как раз можно успеть. Но, остается вопрос финансовый. Дома народного творчества, центры и музеи размещают выставки бесплатно, также не компенсируются и транспортные расходы. А экспонаты у меня объемные, тяжелые – даже пришлось делать для них автономные переносные вешалки-держатели. Поэтому пока я не могу высылать много предложений, у меня просто нет такой финансовой поддержки. Наиболее реально это выставка в Екатеринбурге, и, возможно, в Москве, в Музее наивного искусства. Опять же, если будет финансовая возможность.   




- Елена, как Вы считаете, возможно ли подобную технику повторить современным мастерицам?

- Да, реально. Я как раз ее осваиваю и готовлю мастер-классы на перспективу. Техника очень интересная и, что мне нравится, она может быть малобюджетной. То есть на создания изделий «для себя и своего дома» можно использовать свои же собственные вещи, вышедшие из употребления, тем самым давая им вторую жизнь, и, по большому счету, забота об экологии – меньше выбрасывается на полигоны. Я, кстати, в лоскутном шитье продвигаю этот проект – вторая жизнь вещей и в ковровой вышивке тоже буду продвигать.

- Как считаете, в чем секрет "занинского рукоделия", чем оно самобытно?

Может само место такое! Занино – творчески сильное, у нас же недалеко Молебка, знаменитый аэродром НЛО! 

А интересно оно может быть в том, что на сегодняшний день – мобильно. Я специально не привязываю процесс творчества к какому - то конкретному месту – то есть нет территориально расположенной, оформленной стационарной мастерской, я могу собрать ткацкие станки в Занино и провести курс по ткачеству, а затем разобрать их, уехать в Пермь, поставить швейные машины и дать уроки по лоскутному шитью. Точно также я могу в любой момент загрузить в автомобиль выставочные экспонаты, разобрать ткацкий станок или раму для вышивки, собрать материалы и выехать в тот регион, в котором меня будут готовы принять, провести там выставку, мастер-классы, поделиться опытом, затем все демонтировать и уехать домой, в Занино.




- Может быть, было бы интересно и вовсе тематический музей открыть?

- Думаю, что постоянно действующая экспозиция в одном месте не будет востребована. В итоге ковры окажутся в запасниках. Мне кажется, успех и будущее именно в передвижных выставках, ну, или (если уж очень размечтаться) по стране!







P.S. #ИМЯ@NAMEOFRUSSIA [МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ О МАСТЕРАХ РОССИИ]



Что такое #ИМЯ? Это - проект-интервью с международной основой. Автор идеи - журналист, лауреат многочисленных премий, обладатель ряда ведомственных наград страны - Наталья Зобнина. Стать участником проекта можешь и ты! Позвони автору: 8 (921) 657 - 79 - 29 (СПб), или напиши: [vk.com/natashazobnina] Рады новым талантам в нашем уютном доме!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

В стиле "Русского сезона"

«КвадратЪ» творчества

Ковры от бабушки Фисы